Отличия между морскими и железнодорожными контейнерами
Контейнерные перевозки – вид транспортных услуг, пользующийся спросом ввиду своей практичности, удобству и безопасности.
Контейнеры представляют собой закрытую конструкцию прямоугольной формы, предназначенную для перевозки крупногабаритных или многочисленных грузов на большие расстояния. В зависимости от вида используемого транспорта различают морские и железнодорожные боксы.
Особенности морских контейнеров
Характерные конструктивные отличия морских контейнеров обусловлены специфическими условиями внешней водной среды. Повышенная влажность, ударная сила волн, воздействие соли требуют усиленной прочности каркаса и стойкости наружного покрытия.
Морские контейнеры изготавливаются из высококачественного металла (гофрированной листовой стали толщиной до 2 мм), обязательно имеют внешние ребра жесткости. В целях обеспечения влагостойкости используется герметичная основа тары. Снаружи конструкция покрывается защитной антикоррозийной краской на основе полимерных материалов. Благодаря этому срок ее эксплуатации может составлять 15-20 лет.
По габаритам (длине) различают 20-, 40- , 45-футовые боксы. Их характеристики приведены в таблице:
Размер |
Объем, куб. м |
Грузоподъемность, т |
20 футов |
33,9 |
21,9 |
40 футов |
67,7 |
26,5 |
45 футов |
76,4 |
29,8 |
Элементы конструкции контейнера:
- металлический каркас;
- рифленая обшивка;
- деревянное напольное покрытие;
- распашные двери;
- фитинги (элементы, обеспечивающие крепление и безопасную перевозку).
Некоторые виды боксов предусматривают загрузку через крышу.
Перемещение крупногабаритных морских контейнеров осуществляется специализированной техникой – портальными кранами, вилочными погрузчиками, ричстакерами.
Особенности железнодорожных контейнеров
Железнодорожными составами осуществляются грузовые перевозки внутри региона или страны.
Выделяют малотоннажные (грузоподъемностью до 3 т), среднетоннажные (3-5 т), крупнотоннажные (10-30 т) боксы. Наиболее востребованными являются трех - или пятитонные контейнеры.
Условия окружающей среды при наземных перевозках позволяют изготавливать тару из более тонкого металла и не требуют покрытия повышенной стойкости. Срок службы таких конструкций 10-15 лет.
Железнодорожные контейнеры имеют широкий модельный ряд: существуют боксы с натяжной крышей, открытым верхом, классические (герметичные), платформенного типа, рефрижераторы.
Перевозка грузов железнодорожным транспортом может производиться при любых погодных условиях. Во время остановок или ожидания разгрузки ж/д контейнер исполняет роль временного склада для хранения содержимого. Его защита при этом обеспечивается применением опломбирования.
Основные отличия морских контейнеров от ж/д
Изучив особенности грузовой тары, можно сделать вывод, что главное отличие морского контейнера от железнодорожного – стоимость изготовления. Боксы для наземных перевозок стоят ощутимо дешевле из-за применения более тонкого металла и традиционного лакокрасочного покрытия.
Также железнодорожная тара характеризуется меньшими размерами и грузоподъемностью.
Водные контейнеры более герметичны, прочны, срок их эксплуатации в среднем выше на 5 лет.
Выбор тары зависит от маршрута и дальности перевозок, типа и количества багажа. Для насыпных товаров требуется вертикальная загрузка, следовательно, необходима герметичная конструкция со съемной или натяжной крышей. Машины и крупные механизмы проще перемещать на контейнерных модулях FlatRack – платформах с торцевыми стенками, которые применяются именно в железнодорожных перевозках. Высокие грузы перевозят в боксах с открытым верхом.
Транспортная логистика стремится к оптимизации и стандартизации, вследствие чего получили распространение универсальные боксы, перемещаемые как на водном, так и на наземном транспорте. Такие конструкции участвуют в мультимодальных (комбинированных) перевозках без выгрузки - погрузки содержимого на промежуточных пунктах. Поэтому разница между морским и железнодорожным контейнером становится менее ощутимой.